This document last modified Monday, 24-Nov-2014 18:51:26 MSK
Home Home Обратная связь
  (от 7 апреля 2011 года)

О гуманизме либеральном
и гуманизме христианском
Открытое письмо в редакцию журнала «Здравый смысл»
по поводу статьи Александра Круглова
«Священная война с гуманизмом» (2006, #3(40), с. 41-45)

Чудеса не противоречат
законам природы.
Они противоречат лишь
нашим представлениям
о законах природы.
Блаженный Августин

Вместо предисловия

Глубокоуважаемый господин Круглов!
 

Уже прошло где-то пять лет с выхода обсуждаемой здесь Вашей статьи — срок достаточно большой, и Вы к моменту написания сего текста мной в апреле 2011 года уже, возможно, раз пять сменили своё мировоззрение. Четыре года минуло с Вашего емейл-письма ко мне, в котором Вы выражали своё удивление по поводу того, что эта страница моего сайта не открывается... Увы, каюсь, действительно не открывалась страница эта.

Напомню, текст моего ответного письма Вам от 19 июля 2007 года:

Большое спасибо Вам за Ваше письмо и за Ваш интерес к мнению читателей! Мой материал на моем сайте, несомненно, рано или поздно откроется, как и другие пока неработающие ссылки. Однако, сейчас полнейший цейтнот без малейшего продыху: во-первых, как Вы, наверное, уже успели заметить из новостей моего сайта, в конце марта 2007 я внезапно потерял своего безвременно ушедшего соавтора — и теперь весь груз ответственности за скорейшее опубликование серии наших открытий всецело упал на мои плечи, а это около десяти научных статей за два последующие года; во-вторых, столь же внезапно в мае 2007 года сгорел мой домашний компьютер — и я непредвиденно лишился инструмента создания своего сайта. Кроме этих двух крупных неприятностей есть еще и более мелкие. Так что могу Вам пообещать только то, что уведомлю Вас по этому Вашему емейл-адресу о размещении своего материала сразу же, как только это событие произойдет.
 
  Спасибо Вам за Ваше долготерпение!

Итак, дела, дела, дела... и всё руки у меня никак не доходили... Однако мои убеждения остались прежними, и так уж получилось, что в моём новом научно-публицистическом очерке (над которым я работаю последние пару месяцем, и надеюсь его вот уже к концу апреля 2011 года закончить (а по состоянию на май 2012 года могу сказать, что и до сих пор ещё тот текст по ссылке продолжает оставаться в разработке — АВМ, 17 мая 2012г.)) я снова вынужден был коснуться темы соотношения библейского и научного описаний Мира — то есть как раз той самой темы, которой была посвящена Ваша статья в журнале «Здравый смысл» и по которой, видимо, у нас с Вами обнаруживаются существенные разногласия...

Для полноценного развёрнутого ответа на Вашу статью у меня и теперь времени не нашлось, уж простите меня. Однако ключевую мысль я попытаюсь здесь привести — а остальное уж, если Вас станет интересно, Вы сможете в скором времени прочесть в указанном по ссылке моём научно-публицистическом очерке.

Ответ по существу

С позиций современной неравновес­ной термо­ди­нами­ки эти причинно-след­ствен­ные связи объясня­ются доволь­но просто: уровень и специфика отвращения и морали в реальной социальной системе соответствуют параметрам математической модели, назы­вае­мой динамической системой, — и в по­след­ние несколько десятилетий было весьма четко показано, что поведение динамической системы, ее эволюция и итог ее развития вполне однозначно предопределены параметрами этой динамической системы. То есть, для реальной системы её развитие предопределено соответствующими ее характери­сти­ками (вполне справедливо будет сказать «её интегральными характеристиками» — в том смысле, как это было указано выше). Здесь нет столь наглядной причин­ности, как это было в домини­ровавшей пару веков механистической парадигме, предложенной сэром Исааком Ньютонон и его коллегами. В реальной жизни, как наука ее теперь описывает в рамках новой парадигмы неравновесной термодинамики, причинность событий реального мира задается на невидимом плане, который современные математики на­зывают фазовым пространством наблю­дае­мой системы и ее параметрическим пространством. Именно события пара­метри­че­ского и фазового пространств предопре­деля­ют поведение соответ­ству­ющей реальной системы. О, да, требуется время, чтобы к этому новому научному мировоззрению привыкнуть... Но, если вы полистаете хрестоматии с текстами научных трактатов времен Исаака Ньютона, то обна­ру­жите, что ведь и в те времена все эти столь привычные современному человеку пред­став­ле­ния о силах, импульсах, количестве теплоты и т.п. для современников того времени выглядели вычур­ной сказкой... Нынешняя современная теория динами­ческих систем несколько попахивает метафизикой и мистикой, однако оказалось, что она описывает ре­аль­ный мир точнее прежних научных теорий. С этих научных позиций и так называемые Законы Божьи — составлены ли они кем-либо мудрым и наблюда­тель­ным из наших предков, подарены ли они человечеству ино­пла­нетя­нами или же действительно Богом, — в любом случае они скорее теперь выглядят вовсе не родительскими нравоучениями, а реко­мен­да­циями математика, тщательно исследо­вав­шего пара­метри­ческий портрет соответствующей динамической системы.


 

PS
К слову, Александр Гарриевич, приходилось ли Вам смотреть историю барона Мюнхаузена в версии Терри Гиллиама? Я здесь, разумеется, имею в виду фильм Гиллиама The Adventures of Baron Munchausen (1988). Если ещё не смотрели, то рекомендую, ибо поиск ответа на вопрос о границах применимости здравого смысла является как раз одним из ключевых в творчестве этого гениального режиссёра.

***


Читайте также комментарии и отзывы на данную статью.

Свои отзывы и комментарии вы можете оставить в Гостевой книге. Наиболее удачные и мне понравившиеся отзывы и комментарии могут быть размещены на этой странице в Комментариях и отзывах.

Вернуться в начало страницы.

10 ноября 2006 г. © А.В. Москаленко

 Комментарии и отзывы


Дата: ... 2006 г.

--

Ответ: ... 2006 г.

--


Дата:

--



Вернуться в начало страницы.