This document last modified Monday, 24-Nov-2014 18:49:21 MSK
Home Home К оглавлению архива Обратная связь Вариант на английском

Цитируемый ниже материал перепечатан с газеты "Гласность" #9 (318) 2005 г.от 30/09/2005 г., стр. 8.

Используется на следующих страницах сайта:


Российским профсоюзам - 100 лет

Одним из детищ Первой русской революции стали первые российские профессиональные союзы, возникшие на ее гребне.

Помнится, ровно десять лет назад Федерация Независимых Профсоюзов России пышно отмечала в Колонном зале в Москве 90-летие Российских профсоюзов. В своем вступительном слове Михаил Шмаков, возглавлявший тогда и возглавляющий сегодня эту прикормленную властью организацию, совершил небольшой исторический экскурс. В нем он добрым словом помянул царский манифест от 17 октября, якобы даровавший свободу слова, партий и союзов. Начал он с ехидного цитирования известного четверостишия "Царь испугался, издал манифест, мертвым свобода, живых - под арест!". "Вот, - ехидничал Шмаков, - свобода-то была дана, оказывается, не только мертвым, но и живым - именно благодаря этому манифесту возникли первые российские профсоюзы!"

Возможно, за прошедшие десять лет глава ФНПР смог глубже изучить историю возникновения профсоюзного движения в России. Если же нет, то'для сведения господина Шмакова - профсоюзы возникли осенью 1905 года не благодаря, а во многом вопреки пресловутому Манифесту. Об этом он, кстати, может узнать из написанной опытным коллективом -историков и изданной в 1999 году под эгидой своей же организации - ФНПР - книги "История профсоюзов в России: этапы, события, люди".

Вообще конкретная дата возникновения профсоюзов получила неоднозначную оценку в общественном сознании. Так, либеральные кадеты и их последователи сегодня относят становление профессиональных союзов к 1906 году, а именно к установлению царем 4 марта 1906 года "Временных правил о профессиональных обществах". Кадеты тогда не признавали самочинные революционные профсоюзы, возникшие на гребне мощной стачечной борьбы 1905 года, и считали законными профсоюзами лишь "чистые", санкционированные царским правительством профессиональные объединения рабочих.

Но даже если это и так, то все равно профсоюзы остаются детищем революции 1905 года - не будь революционных событий, царь ни за что бы не подписал упомянутое установление. На самом же деле возникновение профессиональных объединений трудящихся с ответственностью можно датировать сентябрем - началом октября 1905 года, когда в России обозначил себя мощный подъем революционного движения. Это особенно чувствовалось по событиям в Москве, Саратове, Калуге. Бурный рост стачечного движения заставил первые немногочисленные профсоюзные организации объединяться и укрупняться, создавать межсоюзные органы. В Москве это, в частности, проявилось в объединении совещаний депутатов предприятий по профессиям, которые превращались в постоянно действующие советы депутатов производства. Затем, в сентябре 1905 года, создается Центральное бюро профсоюзов (ЦБПС) в Харькове. Вскоре такие же ЦБПС появились в Москве, Петербурге и других городах.

Объединительная тенденция в Российских профсоюзах сделала актуальным созыв Всероссийского съезда профсоюзов. Инициатива исходила от харьковского "Общества взаимопомощи рабочих", которое получило разрешение провести в Москве съезд этих обществ. К 24 сентября в Москву прибыли посланцы профсоюзов и других рабочих организаций Петербурга, Харькова, Нижнего Новгорода, Екатеринослава и Сормова (считавшегося тогда отдельным городом, а не частью Нижнего Новгорода). Кроме того, в этом совещании участвовало 26 московских союзов, а также уполномоченные Всероссийского железнодорожного союза (ВЖС), и союза почтово-телеграфных служащих. 6 октября на совместном заседании было принято решение переименовать совещание в 1-ю Всероссийскую конференцию профессиональных союзов - под таким названием это совещание и вошло в историю профсоюзов России.

Так что, господин Шмаков, именно с этой даты и надо вести историю профсоюзов России как массового и организованного рабочего движения. Что же касается Манифеста от 17 октября 1905 года, то, как пишут авторы книги "История профсоюзов России: этапы, события, люди", "формально провозгласив свободу слова, собраний, союзов, правительство сразу же обрушилось с репрессиями на профсоюзы и передовых -рабочих. Министр внутренних дел П. Дурново указывал на "недопустимость союзов или синдикатов, подобных тому, который возник на чисто революционной почве". Члены профсоюзов убедились, какую свободу им принес царский манифест".

Еще один фактор, ускоривший осенью 1905 года создание профсоюзов в России - Всероссийская политическая стачка, которая явилась важным рубежом в развитии профсоюзного движения страны. Профсоюзы стали возникать по всей России и особенно интенсивно в крупных промышленных центрах.

Острая идейная схватка в рабочих и социал-демократических кругах России предопределила две тенденции в развитии профсоюзного движения: революционную и реформистскую. Характерно в этом смысле тесное взаимодействие, первых профсоюзов с первыми Советами, также возникшими на гребне революционной волны. Вместе с тем главное место в уставах всех профсоюзов занимали не политические, а экономические требования - установление 8-часового рабочего дня, повышение заработной платы, отмена сверхурочных и ночных работ, запрещение детского труда, отмена штрафов, улучшение условий быта и труда трудящихся, особенно женщин.

Реакция, последовавшая после подавления революционных выступлений трудящихся в 1905-1907 гг., сдержала, но полностью не подавила развитие профсоюзного движения в России. После октября 1917 года часть профсоюзных объединений становилась и на контрреволюционные позиции - известна позиция объединения железнодорожников "Викжель", фактически объединившегося с Керенским и Красновым в их походе на Петроград в критические дни после 25 октября 1917 года. После дискуссий 1920-21 годов, в ходе которых Троцкий, в частности, хотел военизировать профсоюзы и перевести их на казарменное положение, победила, как известно, ленинская точка зрения о том, что в социалистическом государстве профсоюзы должны быть "школой хозяйствования, школой управления, школой коммунизма".

И такая схема успешно работала вплоть до второй половины 50-х годов, когда началось перерождение профсоюзов, приведшее страну вместе с перерождением КПСС к столь печальным последствиям.

О том, как на практике шло перерождение профсоюзов, вспоминает ветеран профсоюзного движения из города Кирова Галина Георгиевна Нуждина:

"Мы работали в основном в тот период, когда ВЦСПС рув тот период, когда ВЦСПС руководили Василий Васильевич Кузнецов и Николай Михайлович Шверник. Это был расцвет советских профсоюзов как "школы хозяйствования - школы коммунизма". Некоторые не придавали большого значения этому лозунгу, употребляли его как штамп. А я, когда стала работать в низовой заводской организации профсоюзов, быстро поняла и оценила этот лозунг, как отражающий действительность и задачи в работе профсоюзов...

Где-то с 1957-58 гг. вдруг председателей профкомов стали называть начальниками... Приходилось прилагать много усилий, чтобы объяснить, что в профсоюзных организациях начальников не бывает, а председателей избирают. А в результате - выслушают, посмотрят на тебя с недоумением и изрекут: - "А все равно -начальник"... Может, новое поколение руководителей профорганизаций стали уже дальше от народа и люди это почувствовали.

Уже начиная с 60-х годов новые профсоюзные руководители стали требовать себе премию по итогам соревнования, 13-ю заработную плату и даже выслугу лет. Вот в этот период махрово расцвел формализм в соревновании... Благосостояние народа улучшилось настолько, что социальные вопросы профработы отошли на второй план. Стали замахиваться на охотничьи хозяйства, на сауны, а кто-то на лагеря или дома отдыха на юге страны... Запахло чем-то не совсем русским и советским. И так, не заметив, мы все способствовали появлению у большей части профсоюзных работников мелкобуржуазного сознания.

Поэтому неудивительно, что к началу "перестройки" и несколько позднее руководителями партийных и профсоюзных органов на всех уровнях оказались очень слабые, неавторитетные люди, И этим, безусловно, воспользовался запад и наша "пятая колонна".

Та чехарда, которая сейчас царит в профсоюзах, ничего общего с профдвижением, с профработой не имеет. Есть организация Шмакова и Исаева, которая устраивает режим, а все остальные - жалкие оазисы советского прошлого. И без смены курса, режима - профсоюзы трудящихся не возродить."

Хорошо сказано! Хотелось бы только поправить Галину Георгиевну: Андрей Исаев - уже не "правая рука" Михаила Шмакова, а депутат Госдумы и один из руководителей проправительственной партии "Единство". Так что ФНПР в некотором роде остается "школой хозяйствования, школой управления". Растут люди!

Но нет худа без добра - думается, такой карьерный рост руководителей ФНПР только помогает прозреть всем тем, кто продолжает строить в отношении Федерации Независимых (от кого?) Профсоюзов России какие-то иллюзии,..

Андрей ТАРАБРИН