This document last modified Monday, 24-Nov-2014 18:49:21 MSK
Home Home К оглавлению архива Обратная связь Вариант на английском

Цитируемый ниже материал был сохранен 31 марта 2007 г. с веб-страницы, размещавшейся по адресу http://kremlin.ru/text/appears/2006/02/100987.shtml

Используется на следующих страницах сайта:


В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги!

На сегодняшней вашей встрече присутствуют так много больших начальников, Генеральный прокурор, по-моему, устал даже перечислять фамилии, и это не случайно, столь представительный состав, как и традиционно высокий интерес общества к вашей работе, лишь подчеркивает уникальное место прокуратуры в борьбе за верховенство закона, за обеспечение прав граждан и интересов государства.

В деятельности прокуратуры много направлений, и одно из ключевых – координация правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Ситуация между тем в этой сфере по-прежнему, к сожалению, далека от благополучия. В 2005 году увеличилась доля особо тяжких преступлений. При этом каждое второе тяжкое преступление остается нераскрытым. По некоторым оценкам, только в минувшем году от правосудия ушли более пяти тысяч человек, совершивших убийства.

Ежегодно правоохранительные органы не могут установить судьбу – страшная цифра, страшно даже называть – более чем семидесяти тысяч граждан, пропавших без вести. Это один из косвенных признаков высокого уровня латентной преступности, в том числе тяжкого характера.

Справедливое общественное негодование вызывают и такие постыдные явления, как всплеск правонарушений на почве ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости.

Мне известна принципиальная позиция прокуратуры в отношении порочной практики укрытия преступлений. Знаю о проделанной в этом направлении работе. Однако останавливаться здесь нельзя. И здесь нужно эффективнее использовать ваши полномочия по координации системной антикриминальной деятельности в стране.

Мы обязаны снизить уровень преступности. Причем не с «помощью» статистики.

Затрону еще одну острую тему. Мы все еще сталкиваемся с такими поистине средневековыми преступлениями, как похищения и торговля людьми. Особенно жгучей эта проблема является для Чечни, для ряда других регионов Северного Кавказа.

Прошу прокуратуру предметно заняться этой проблемой, я знаю, что вы работаете над этим, прошу уделить дополнительное внимание, детально рассматривая каждый конкретный случай, каждое обращение или жалобу. Преступники должны быть наказаны. Причем, как я уже неоднократно говорил публично, вне зависимости от того, какими они руководствуются соображениями, какое положение занимают.

Уже не раз говорилось, что действенная работа по обеспечению безопасности граждан и борьбе с коррупцией, восстановление веры людей в законность – это ключевые условия подъема экономики и социальной сферы в Российской Федерации.

Вы знаете, я хочу сейчас вернуться к Северному Кавказу. Этому региону оказывается масштабная федеральная помощь. Здесь реализуются необходимые целевые программы,  развивающие инфраструктуру, создающие новые рабочие места, условия для малого бизнеса. И нужно надежно оградить эту созидательную работу от всякого рода преступников и коррупционеров. А полномочий и средств для этого у Генеральной прокуратуры,  у других правоохранительных органов достаточно.

Уважаемые коллеги, позвольте несколько слов об организации прокурорского надзора, в том числе в сфере обеспечения гражданских прав и интересов государства.

Отмечу, что в целом органы прокуратуры адекватно и оперативно реагируют на допущенные здесь нарушения. В частности, жесткую прокурорскую оценку получают факты задержки зарплат в регионах, сбоев в работе ЖКХ, нарушений прав граждан при монетизации льгот.

В то же время прокурорский надзор может иметь сегодня все более упреждающий характер. Нужно выявлять не только отдельные случаи нарушения закона, но постараться видеть тенденции. Нужно уметь прогнозировать ситуацию, нужно стараться заранее предупреждать негативные последствия для страны, для ее экономики и социальной сферы.

Так, фактором, серьезно дестабилизирующим деловую среду и инвестиционный климат в целом, стала практика криминальных банкротств. Прокуратура и другие правоохранительные структуры, конечно же, не должны вмешиваться в гражданско-правовые споры между коммерческими структурами. Решать их – это дело суда в открытом состязательном процессе.

Однако добросовестная предпринимательская деятельность и право собственности также должны быть надежно защищены – и защищены  законом, четким правоприменением, исполнением судебных решений.

Полагаю, что прокуратура должна четко реагировать на факты нарушения прав предпринимателей. И, разумеется, с беспристрастных, объективных позиций.

Кроме того, честная конкуренция не должна подменяться попытками криминального завладения собственностью. И в этой связи стоит также подумать над ликвидацией правовых пробелов и совершенствованием законодательства в этой сфере. Эта проблема характерна не только для нашей страны, но для нас она имеет существенное значение.

Уважаемые коллеги, как вы знаете, в стране идет работа над национальными проектами. На их реализацию в текущем году направляется более 160 миллиардов рублей. Внушительный объем бюджетных средств налагает на государственные органы большую ответственность. И задача власти – рачительным образом довести эти ресурсы до конечной цели, до конечных получателей.

В этой связи исключительно важно, чтобы органы прокуратуры вместе со Счетной палатой подключились к контролю за целевым расходованием выделяемых на эти цели ресурсов.

Вы также знаете, мы поставили масштабные задачи по наращиванию жилищного строительства и развитию механизмов ипотеки. И средства граждан, направляемые на строительство или покупку жилья, должны быть в полной мере защищены от всякого рода мошенников и нечистоплотных дельцов.

Но для этого нужно прежде всего навести порядок в сфере долевого жилищного строительства, в вопросах соблюдения земельного и градостроительного законодательства. В целом во всей «цепочке»: от выделения участков под строительство до момента заселения жильцов и оформления прав на собственность.

Острой остаются и проблемы защиты интеллектуальной собственности в стране. Так, по оценкам экспертов, объем фальсифицированных товаров на отечественном рынке видеопродукции составляет почти 70 процентов и программного обеспечения – около 90 процентов. Почти весь программный продукт у нас – это контрафакт.

Крайне негативная ситуация складывается и на фармацевтическом рынке. Оборот поддельных лекарственных средств начинает представлять реальную угрозу для здоровья нации, а в целом распространение контрафакта, без сомнения, дискредитирует Россию как надежного делового партнера.

Затрону еще одну, на мой взгляд, важную тему. Нам нужно серьезно повысить внимание к защите личных прав и социальных гарантий военнослужащих и предельно жестко реагировать на любые факты насилия, неуставных отношений в войсках, равно как и на попытки должностных лиц скрыть эти проявления.

Вопрос ключевой и для развития Вооруженных Сил, и для повышения их боеспособности и общественного престижа армии.

В 2006 году на укрепление обороны страны государством выделены значительные средства. При этом более чем на четверть увеличен объем оборонного заказа. И здесь, в сфере технической модернизации Вооруженных Сил, должен быть налажен строгий контроль. Прошу вас обратить на это особое внимание.

И, наконец, последнее. Следует повысить качество работы прокуратуры в сфере международного сотрудничества. За последние годы оно развивается неплохо, неплохо развивается, хорошие контакты установлены Генеральной прокуратурой со своими коллегами в очень многих странах мира. Процедуры экстрадиции преступников, вопросы оказания правовой помощи в рамках межгосударственных соглашений требуют от вас дальнейшей кропотливой и безупречной работы в направлении осуществления задач, которые стоят на этом направлении.

И в заключение хотел бы выразить уверенность, что сотрудники прокуратуры и впредь будут достойно решать поставленные перед вами задачи.

Спасибо вам большое за работу, успехов.

Благодарю за внимание.