This document last modified Monday, 24-Nov-2014 18:49:21 MSK
Home Home К оглавлению архива Обратная связь Вариант на английском

Цитируемый ниже материал был сохранен 25 апреля 2007 г. с веб-страницы, размещавшейся по адресу http://analysisclub.ru/index.php?page=russia&art=2513

Используется на следующих страницах сайта:


Ельцин умер

О мертвых принято или хорошо или ничего. Но не каждый мертвец достоин того, чтобы о нем было сказано нечто хорошее.

23 апреля 2007 года ушел из жизни человек, с которым связано, наверное, самое мерзкое и самое ужасное, что было в русской истории.

Ельцин был человек выдающихся талантов. Он был сильным администратором, талантливым тактиком. Правда, стратегическое видение ситуации у него отсутствовало напрочь, что не мешало ему успешно делать карьеру и удерживать власть талантливыми тактическими ходами.

Но главное, что характеризует человека и формирует его жизненный путь – нравственное чувство и нравственное сознание человека. Именно в этой сфере проявилась глубокая патология личности покойного президента Полуроссии.

Сахаров как-то заметил, что нравственные решения оказываются в конечном счете верными, а ошибочность безнравственных решений неизбежно выявляется временем. Это действительно так, и весь исторический опыт так или иначе иллюстрирует эту сахаровскую идею. Хорошей иллюстрацией к ней является жизненный путь и политическая деятельность Б.Н.Ельцина.

Сегодня уже понятно, что Ельцин войдет в историю как образец совершенной моральной деградации, воплощенного в жизнь абсолютного зла. Но нельзя сказать, что он совершал только безнравственные поступки. В его жизни были моменты, когда он делал верные и нравственные шаги. И пожалуй, именно эти шаги, сделанные им вопреки своему обыкновению и карьеристскому расчету, оказались самыми верными в его карьере, привели его к посту Президента РФ.

Но заняв этот пост, Ельцин никогда более не совершал ни одного нравственного поступка, не принял ни одного решения, которое было бы верным с точки зрения как стратегического развития страны, так и его собственных интересов. У Ельцина могло бы быть великое царствование, но он умудрялся каждый раз выбирать из всех зол наихудшее.

Ельцин считал гениальным тактическим ходом устроенный им раскол между Горбачевым и его соратниками, которым он дал понять, что не будет никакого противодействия устранению Горби от власти и тем спровоцировал на балаганную имитацию государственного переворота. В августе 1991 года Ельцин убил обоих зайцев – и вместе с этим лишил себя возможности возглавить великую страну, дискредитировав центральную власть.

В декабре 1991 года Ельцин сделал выбор в пользу программы реформ Джеффри Сакса, вместо программы реформ, разработанной отечественными экономистами. Он сделал выбор в пользу разорения страны и ограбления ее мировым финансовым капиталом. За годы его правления из страны было вывезено более триллиона долларов капиталов только в ликвидной форме, причем 2/3 из них было просто подарено США в рамках «сдутия» сначала фондовых рынков, а затем и доллара. Результатом этого выбора Ельцина оказалось то, что в России за прошедшие 15 лет произведено новых ценностей в четыре раза меньше, чем могло бы при реализации альтернативной программы, построено втрое меньше жилья, что обрекло русских минимум на три поколения вперед жить в тесноте и дороговизне жилья. В результате его решений русские стали втрое беднее, чем были во времена СССР. Ельцин стал начальником обнищавшей и слабой страны, вместо того, чтобы возглавить динамичную и могучую Россию.

В декабре 1991 года Ельцин сделал выбор в пользу гайдаровско-шахраевского проекта уничтожения СССР вместо проекта его реформы, на который готовы были пойти руководители всех союзных республик, кроме Прибалтики и Грузии. Ради мнимого укрепления своей власти над половиной России он решился принести в жертву не только остальную часть страны, отданную на разграбление этнократическим мафиям, но и обрек на гибель и унижение десятки миллионов русских, преданных им и отданных на растерзание этнократическим мафиям, тут же установившим режим апартеида для русских, куда более жесткий, чем апартеид для негров в ЮАР прошлого века.

В декабре 1992 года, когда голод и холод обнажили ужасающие последствия реализации программы Джеффри Сакса, Ельцин вновь отверг программу постиндустриальных реформ, разработанную российскими экономистами, и тупо настоял на продолжении реализации программы Джеффри Сакса.

Каждый выбор Ельцина все более ослаблял его реальную власть, опускал под плинтус его авторитет, лишал его маневра, но он упорно выбирал каждый раз самое худшее из всех возможных решений.

Когда Чубайс убедил Ельцина, что его опорой не может быть средний класс, а только лишь крупный капитал, Ельцин утвердил дополнение программы Джеффри Сакса таким вариантом приватизации, при котором средний класс был по сути уничтожен, а собственность досталась нескольким жуликам, которые ее очень быстро разворовали. Причем украли они существенно меньше, чем нанесли ущерба неэффективным безграмотным управлением собственностью.

В 1993 году Ельцин решился на государственный переворот, считая, что уничтожение демократии и замена представительного органа народной власти рептильной думой усилит его власть. В реальности он оказался заложником тех сил, которые осуществляли передел собственности в стране. Ельцин также принял участие в этой дележке, через родственников или подставных лиц захватывая огромные куски собственности. Он надеялся, что собственность укрепит его политические позиции. А на самом деле они стали отличным поводом для шантажа и давления. В конце концов возобновление спустя десять лет дела о хищении средств Аэрофлота его родичами и подручными стало тем последним ударом, который остановил его изношенное сердце.

Не стану перечислять все многочисленные шаги. Сделанные Ельциным вопреки его нравственному чувству, но каждый такой шаг все более опускал страну и все более ослаблял позиции самого Ельцина. Ельцин бросался искать союзников, и каждый раз останавливался на самом безнравственном выборе, который заканчивался тем или иным провалом. С каждым кругом таких метаний Ельцина окружали люди, все более ему чуждые, все более враждебные и чужеродные стране. В конце концов его окружение превратилось в галерею таких монстроподобных типов, что описание их историками будет со временем сенсационным аттракционом для потомков.

Рептильная россиянская пресса, несомненно, будет пытаться найти хоть что-то хорошее в личности и правлении Ельцина, хотя бы для некрологов. Но все это неизбежно будет ложью. На самом деле в правлении Ельцина не было ничего хорошего. Ельцин представлял собой абсолютное зло.

Правителей следует оценивать, впрочем, не по событиям правления, но по отличию того, что представляет страна по окончании его правления в сравнении с тем, чем она была к его началу. Ельцин был избран в 1991 году президентом в России зажиточной, бывшей центром могущественной империи, уверенной в своих силах, полной надежд, энергии и готовности строить современное постиндустриальное общество. В этой России могли спокойно жить и баловать внуков старики, не было беспризорных детей, пристойно, по большей части, вели себя менты, была сильная армия, работала промышленность, строилось жилье. Когда Ельцин в 2000 году ушел со своего поста, он оставил Россию нищей, как церковная мышь, окруженной враждебными странами на месте провинций бывшей Империи. В этой стране была уже разрушена промышленность, господствовали феодальные отношения, международный авторитет был ниже плинтуса, миллионы детей были беспризорниками, миллионы стариков были вырезаны за время его правления в процессе захвата их квартир, а другие миллионы вымерли от голода.

Таков был результат безнравственной политики.

Впрочем, эта безнравственность была все же не только личным свойством Ельцина. Это была безнравственность целого поколения, сделавшего свой выбор и выдвинувшего именно Ельцина реализовывать тот суицидальный комплекс, который был порожден у них культом личности Сталина, преодолеть который они так и не смогли, и до сих пор, сходя уже в могилу, брюзжат туда, в покрытый плесенью времени туман, обвиняя мифического Сталина за все свои глупости, неумение жить, неспособность быть полноценными людьми. До сих пор сводят они счеты с этим своим детским комплексом, с этой якобы обманутой верой в любимого отца народов.

Ельцин был плотью от плоти своего поколения, продуктом его ментальности. Поколения, никогда не желавшего смотреть на вещи реально потому, что никогда не было готово заниматься реальными делами и реальным бизнесом. Поколения, витавшего в эмпиреях, и потому так и не выработавшего того нравственного чувства, которое позволяет принимать адекватные решения.

Суть и корни Ельцинизма еще долго будут изучаться и осознаваться историками. Они неизбежно станут уроком не только для русских, но и для всех народов. Слишком уж хорошо они иллюстрируют ту связь нравственного сознания и успеха народа, которая на самом деле является главным двигателем исторического процесса.

Ельцин умер. Ельцинизм все еще не хочет умирать, отравляя все поры русской жизни. Но уже встает новое поколение, встает трудно и болезненно. Ему предстоит пройти трудный путь, ему предстоит слишком дорого платить по счетам своих дедов. Но все же есть надежда, что оно преодолеет это наследие и сможет выработать то нравственное национальное чувство, которое делало русских победителями на протяжении предыдущих веков. Per aspera ad astra!

«Тем, кто ложится спать – спокойного сна», - пел когда-то любимый поэт моего поколения. – «Те, кому нечего ждать, отправляются в путь. Те, кто спасен».

Евгений Гильбо
Дата опубликования: 23.04.2007