This document last modified Monday, 24-Nov-2014 18:49:21 MSK
Home Home К оглавлению архива Обратная связь Вариант на английском

Цитируемый ниже материал был сохранен 21 июня 1996 г. с номера 113 газеты "Московский Комсомолец"

Используется на следующих страницах сайта:


Московский Комсомолец No 113 (17.375)
21.IV.1996, пятница


Ельцин оставил на переправе коней,
но убрал ослов

За три дня президент уволил
четырех "серых кардиналов".

Борис Ельцин: Силовые структуры стали слишком много
              на себя брать, но мало отдавать.

ГКЧП-3: фарс, который мог
обернуться трагедией

История, безусловно, повторяется. То, что в первый раз выглядит драмой, а во второй раз трагедией, в конце концов представить ничем, кроме фарса, просто невозможно. То же можно сказать и о российских путчах. О возможности в ходе избирательной кампании провокаций против журналистов и политиков уже говорилось, в том числе и Евгением Киселевым, так что вряд ли занятный ход "силовиков" был экспромтом: какая-то информация о таких планаx просачивалась.
  • В ночь со среды на четверг (3.30) в эфире НТВ Евгений Киселев выразил мнение, что происходит путч No3, так как арестованы два организатора предвыборной кампании Бориса Ельцина Аркадий Евстафьев (заместитель Чубайса) и Сергей Лисовский. Вроде бы это было претворением в жизнь плана сил, сделавших ставку на отмену выборов.
  • Около 4 часов дал интервью для ТВ и руководитель Совета Безопасности Александр Лебедь, который сказал что "второй тур пытаются сорвать" и что "любой мятеж будет подавлен". Генерал также сообщил, что он запросил объяснения у Коржакова и Барсукова.
  • Утром в 8:00 один из отпущенных "арестантов" — Аркадий Евстафьев — сообщил ТВ, что задержание произошло практически днем в среду, около 17 часов, и что на длительном допросе ему намекали, что он не то лицо, которому позволят обеспечить победу на выборах Борису Ельцину.
  • В 10.30 по ТАСС прошли объяснения г-д Барсукова и Коржакова, по указанию которых было произведено "задержание" и "собеседование": двое организаторов избирательной кампании Ельцина пытались вынести коробку с валютой с территории Белого дома и были задержаны. Сначала версия была такая: не было надлежащих документов на вынос. Потом выяснилось, что документы все-таки были.
  • Как сообщил на пресс-конференции Анатолий Чубайс, он узнал об аресте Евстафьева через три часа. Еще через тридцать минут об этом узнал Виктор Черномырдин (видимо, от самого Чубайса), который уже "поставил на ноги" Ельцина и Лебедя. Как утверждает Анатолий Борисович, коробка с деньгами была Лисовскому и Евстафьеву примитивно подкинута.
  • Примерно в то же время, в 10:30, стало известно, что Ельцин встретится в полдень с шефом одного из задержанных — Анатолием Чубайсом. Назначенная на 10:00 пресс-конференция Анатолия Чубайса была перенесена на более поздний срок.
    Из объяснений подчиненных Барсукова, выданных прессе, следовало, что допросов не было, был просто многочасовой разговор "с чаем и кофе".
  • В 12 часов, во время встречи президента с Анатолием Чубайсом, стало известно об отстранении от должностей "силовиков" Барсукова и Коржакова, а также вице-премьера Сосковца, которого Чубайс назвал "духовным отцом" возможной попытки переворота. Можно также предполагать, что возможным преемником президентского кресла в результате "незапланированных" событий готовился именно Олег Сосковец. Наверняка именно этим объясняется срочная отставка формально "чистого" вице-премьера.
  • Перед встречей президента с Чубайсом состоялось "мирное, без шума и пыли", по выражению А. Лебедя, заседание Совета Безопасности. После которого президент, уже встречаясь с Анатолием Борисовичем, принял окончательное решение.
  • Важной подробностью "путча", стало то, что помимо президента и премьера к событиям сразу был привлечен Александр Лебедь. Отвечая на вопрос: "Возрастет ли ваше влияние после этих отставок?" — новый секретарь Совета Безопасности ответил уклончиво: "Власть никому никогда не давали. Ее всегда брали".
  • Перед самым подписанием номера пришло очередное известие: указом президента, подписанным спустя несколько часов после отставки Коржакова, начальником Службы безопасности президента назначен генерал-лейтенант Юрий Крапивин. До последней минуты он занимал должность шефа Главного управления охраны (переименованного позавчера в Федеральную службу охраны).

Что же вы творите, генералы?

Лебединная песня.
Исполняется впервые

Встретившись вчера в полдень с Анатолием Чубайсом, президент освободил от должности "трех друзей" — Александра Коржакова, Михаила Барсукова и Олега Сосковца, чье положение "при дворе" еще позавчера казалось незыблемым. Трио, вызывавшее абсолютное неприятие всей "демократической общественности" — oт сторонников Явлинского до сторонников Черномырдина, — пало жертвой собственной активности.

Выборы — это всегда политический кризис. Ведь в результате всегда происходит перераспределение власти. Одни группировки и партии "поднимаются", другие слабеют - третьи врываются в элиту.

В команде Бориса Ельцина еще задолго до 16 июня возникло внутреннее напряжение. Вопрос: "А ты что сделал для переизбрания президента?" буквально висел, да и продолжает висеть в воздухе правительственных коридоров. Ответ на него для одних может обернуться приговором, для других - наградой.

В январе группа Сосковец—Коржаков—Барсуков получила почти полный карт-бланш на проведение предвыборной президентской кампании. Под это дело, несмотря на все заступничество Черномырдина, был уволен из правительства их основной "враг" Анатолий Чубайс (президенту даже напели, что, если бы не Чубайс, НДР получил бы на парламентских выборах на 10 процентов больше). Но оказавшись неспособной решить поставленные перед ней задачи, эта команда (долго, кстати, убеждавшая Ельцина, будто проблем с переизбранием не будет) неожиданно столкнулась с тем, что ее акции стали потихоньку падать.

Уже в начале весны Олега Сосковца практически отстранили от сбора подписей за выдвижение Б.Н. на второй срок. Он не смог добиться того, что обещал, — первым собрать необходимый миллион и передать его в Центризбирком. Оценив сложность ситуации, Борис Ельцин тогда снял вице-премьера с должности начальника своего штаба и заявил, что лично возглавит свою кампанию.

При этом Б.Н. стал больше опираться на "демократическое" крыло своего окружения. Чубайса снова привлекли, и он стал как бы главным администратором всей предвыборной работы. Анатолий Борисович, встретившись тогда с президентом, сказал, что тот снова находится в отличной форме, "все понимает лучше своих советников, которые, например, предложили даже запретить показывать Зюганова по ТВ и прекратить всю критику президента. Ельцин назвал это тупизмом". Кто те неумные советники, Чубайс уточнять не стал, хотя явно имел в виду не Сатарова.

Уже в мае Коржаков неожиданно сообщил, что считает Россию вообще не готовой к выборам. Если подходить объективно, это заявление было нетрудно понять. Ведь при любом исходе голосования Коржаков и его группа оказывались в проигрыше. Если Ельцин проигрывал — они теряли все, если Ельцин выигрывал — они все равно теряли часть своего влияния, так как явно не были главными моторами его кампании. Если же выборы были бы отменены, то безусловного влияния силовиков стало бы еще больше. Ведь только их добрая воля к нынешнему президенту заменила бы легитимность переизбрания. А добрая воля сегодня есть, а завтра...

Кстати, именно тогда в правительственных кругах начал вполне серьезно обсуждаться вопрос о возможных значительных кадровых перестановках, с возвращением людей, которых принято называть "реформаторами". Даже в их "провинциальной" администрации президента возникли слухи, будто бы протеже Коржакова Николай Егоров (тоже одна из "ненавистных фигур" для, например, Григория Явлинского) будет заменен на... Чубайса. Просто возникновение таких слухов - дорогого стоит. И вот, похоже, в среду вечером "большая тройка" решила нанести удар, задержав Сергея Лисовского и бывшего пресс-секретаря Чубайса Аркадия Евстафьева, выходивших из здания правительства якобы с крупной суммой денег. Ситуация с одиннадцатичасовым арестом активнейших организаторов предвыборной кампании Ельцина очень напомнила налет на "Мост-банк". Тогда служба безопасности президента "показала" так называемой московской группе свою силу. Видимо, демонстрация своих возможностей казалась Барсукову и Коржакову необходимой в такой трудный момент. Kpoме того, после возникновения грандиозного скандала стало вполне очевидно, что еще одна такая акция — и президенту придется идти на отмену второго тура, так как такие "акции" свели бы его шансы к нулю.

Однако Ельцин, приняв решение о немедленной отставке Коржакова, Барсукова и Сосковца, и полное поражение обернул почти победой. Во-первых, он проявил фантастическую решимость поддерживать порядок в своей команде. Во-вторых, он безусловно привлек симпатии и электората Явлинского (Григорий Алексеевич даже не мог и помечтать о таких отставках). Сторонники Лебедя смогли убедиться, что появление нового секретаря СБ не стало формальностью и уже приносит результаты. А кроме того, многие люди увидели доказательства, что Ельцин способен менять к лучшему свое окружение, и это еще одно доказательство того, что его стоит предпочесть товарищу Зю.

Александр БУДБЕРГ

Никаких заговоров.
Просто кое-кто
нарушил
"водяное перемирие"...

Вы верите в заговоры? Я - нет. Все в этой стране делается не по злому умыслу, не по расчету, а исключительно подури...

Единственное, чего не хватало Ельцину накануне второго тура выборов, - так это скандала в собственном доме.

Три месяца влиятельные кремлевские сановники терпели "издержки" предвыборной кампании, работая не столько на себя, сколько на президента. Три месяца они держались негласного "водяного перемирия", забыв на время распри и сохраняя в своих рядах единство и волю к победе.

Однако неуверенные результаты голосования заставили президента пойти на альянс с генералом Лебедем - отсюда все и началось.

Новый человек в команде, наделенный к тому же серьезными полномочиями и не "повязанный" с высокопоставленными казнокрадами, очень легко мог нарушить сложившуюся идиллию, при которой президент — царствует, а его телохранители, тренеры и полотеры реально управляют страной. Плюс к этому — банальная ревность старых фаворитов к новому.

Короче, в Лебеде руководители спецслужб увидели реальную угрозу своему благополучию. Ельцин просто вынужден был разрешить своему помощнику по национальной безопасности начать настоящую борьбу с преступностью и коррупцией. А значит — подчинить ему силовые министерства. Но Коржаков вовсе не собирался безропотно подчиняться "требованиям времени" и уступать роль "железного канцлера", фактически контролирующего силовые структуры страны.

К тому же поднятая Лебедем волна непременно захлестнула бы тех людей, которые на протяжении ряда лет беспрепятственно расхищали национальные богатства страны при явном и тайном покровительстве спецслужб. Отсюда, кстати, и появился бы ответ на вопрос, почему борьба с преступностью, которую постоянно пытается начать президент, не приносит никаких видимых результатов. Почему не раскрыта ни одна из крупнейших афер последнего времени, ни одно громкое заказное, убийство.

Коржаков и Барсуков решили показать Ельцину, что именно они - настоящие его спасители, а все остальные, "примазавшиеся" к президенту, люди ему не нужны и даже опасны. Отсюда подброшенная Лебедю информация о якобы готовящемся армейском путче, озвучив которую, генерал выставил себя на посмешище публике. Отсюда — поиск врагов и заговоров в предвыборном штабе президента. Сначала - угрозы Филатову и Чубайсу, затем неожиданный арест Евстафьева и Лисовского...

Можно представить состояние президента, узнавшего о том, как преданные ему генералы устроили скандал с выносом валюты из Белого дома. Аресты, ночные допросы и "разоблачения" людей, непосредственно связанных с предвыборной кампанией президента, слишком уж напоминали со стороны грязные бандитские разборки в стане президента. Лучший подарок Зюганову трудно было придумать. На нет сводились все усилия предыдущих четырех месяцев. Смотрите, ликовали коммунисты, они даже победы дождаться не смогли — опять принялись за старое...

Реакция Ельцина вполне понятна. Спецслужбы совсем некстати влезли в большую политику, причем сработали тупо и бездарно. Видимо, президент тоже чему-то учится. Второй раз попадаться на удочку Барсукова и озвучивать версию о валюте, почти такую же фантастическую, как историю о тридцати восьми снайперах и чеченцах, бегающих по снегу босиком, Ельцин не стал. И правильно сделал. В итоге вместо трех тупых генералов получил одного нормального. И, хочется верить, еще несколько миллионов людей, которые верят, что Россия станет великой страной. Без всяких там коммунистов.

Андрей ЛАПИК