This document last modified Monday, 24-Nov-2014 18:51:26 MSK
Home Home Обратная связь
  (от 04 августа 2006 года)

О неприличном и о постыдном

Что есть такое приличие? Я тут обратил внимание, что и в России, и в Украине установилась привычка отождествлять понятия "неприличный поступок" и "постыдный поступок" - насколько такое отождествление на самом деле уместно?

Приличное поведение - это, в соответствии со структурой слова "приличие", такое поведение, которому позволено осуществлять в присутствии того или иного круга посторонних лиц, и позволение это установлено общественным (публичным) договором, закрепленным в виде норм традиции и норм права. Соответсвенно, неприличное поведение - это такое, которое запрещено общественным договором. Отметим сразу то обстоятельство, что любой общественный договор всегда локально действует во времени, и в пространтве: т.е. "торговля запрещена в неустановленном для этого месте", "курить запрещено в неотведенных для этого местах", "собак следует держать на поводке в местах общего доступа", "в местах общего доступа запрещено заниматься откровенной сексуальной деятельностью", "запрещается появляться в театре в купальном костюме" и т.д. и т.п. - это все примеры неприличного поведения (которое в ряде случаев может дополнительно быть еще противозаконным и/или постыдным).

В то же время постыдное поведение - это такое поведение, которое должно быть отвергаемо не действием внешнего фактора (присутсвием посторонних лиц и т.п.), а действием собственного чувства здорового стыда (т.е. внутренним фактором здоровой психики).

Приняв за основу эти определения, мы довольно легко сможем вывести из них многочисленные особенности того и иного способов социально-психологической регуляции человеческого поведения.

***

Например, практически самоочевиден вывод о том, что нормы приличия являются более гибкими и изменчивыми под воздействием внешней ситуации, в то время как постыдность остается неизменной вне зависимости от внешней ситуации. Иисус, утверждая (см Мат.15-11 и Мар.7-14): "Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека," - разве не об этом ли самом говорил? Ведь умывание рук перед едой есть норма приличия (основанная на правилах гигиены и т.п., но всего лишь норма приличия), в то время как "исходящее из уст - из сердца исходит; сие оскверняет человека" (Мат.15-18).

***

Аналогично легко при данном методическом подходе можно найти объективно правильную оценку такого социально-значимого явления, как вид неприкрытого человеческого тела. Известно, что на сей счет существуют широкий диапазон мнений, социальных норм и личных оценок плоть до крайне радикальных - от присущего мусульманам полного запрета на неприкрытость до свободных взлядов нудистов или блудников. Одни считают уже само тело греховным, а стало быть греховны и все его проявления - другие настаивают на правильности мнения "что естественно, то не безобразно"...

Однако при предлагаемом здесь подходе прежде всего следует задаться вопросом: является ли вид неприкрытого человеческого тела постыдным или же просто неприличным? А если просто неприличным, то в каких именно случаях (т.е. в каких случаях вид неприкрытого человеческого тела допустим для посторонних лиц, а в каких - нет)?

Я думаю, что ответ на эти вопросы вполне очевидны. Мнения "что естественно, то не безобразно " было бы правильнее переделать в утверждение "что естественно, то не постыдно". Единственно, что следует все же более четко оговорить, что именно будет пониматься под "естественностью". Например, вроде как из интуитивных представлений очевидно, что едва ли следует считать естественным канибализм - хотя в природе это довольно частое явление...

Аналогичные рассуждения по поводу неприкрытости человечекого тела можно найти и у других исследователей этого вопроса. Например, в книге Дима Д. Темнюка (1972 г. р., юрист, синолог, писатель) "Регулирование и контроль оборота продукции сексуального характера" проведено исследование истории данной проблемы и этот автор пришел к выводу, что во все времена человеческое сообщество четко разделяло "голое тело" как вполне естественное состояние, и "обнаженное тело" как намеренную и зачастую постыдную демонстрацию.

На основе этих положения следует вести экспертизу действующего российского законодательства. Например, тот же ФЗ о рекламе...

Читайте также комментарии и отзывы на данную статью.

К обсуждению этой темы и этой статьи можно присоединиться в Живом Журнале. Наиболее удачные и мне понравившиеся отзывы и комментарии могут быть размещены на этой странице в Комментариях и отзывах.

Вернуться в начало страницы.

04 августа 2006 г. (C) А.В.Москаленко

 Комментарии и отзывы


Дата: ... 2006 г.

--

Ответ: ... 2006 г.

--


Дата:

--



Вернуться в начало страницы.