This document last modified Monday, 24-Nov-2014 18:51:35 MSK
Home Home Обратная связь
  (от 13 апреля 2010 года)

Здоровый секс как новая национальная идея России

"Только здоровый секс может быть национальной идеей у такой многонациональной державы как Россия", — убежден биофизик, врач-кибернетик Андрей Москаленко, отработавший по своей специальности в Российской академии наук уже 15 лет.

 

О том, что проект ЭКОПОЛИС нацелен на возрождение и города Пущино, и российской науки в целом, газета "Наш город Пущино" писала в недавнем апрельском номере. Создание же в городе Пущино Института сексологии в рамках проекта ЭКОПОЛИС не только позволит вернуть городу престиж исследовательского центра мирового уровня, но и сделает Пущино действительно уникальным научным центром мирового значения.

 

Как стало известно "Независимой газете" (см. номер за 1 апр. 2010, Сергей Куликов), рождаемость в России будет в ближайшие годы падать, и изменить ситуацию практически невозможно. Об этом заявили в среду авторы доклада о социальной и демографической ситуации в России, подготовленного при поддержке Фонда ООН по народонаселению (UNFPA). Демография становится одной из главных проблем государства, без решения которой планы по модернизации и инновациям потеряют смысл. То, что население России неуклонно уменьшается, может свидетельствовать о каком-то неблагополучии. Верящие в благотворительность аистов имеют право на свое свободное гарантированное им Конституцией мнение, что, дескать, аисты ныне уже не те, что прежде были. Однако те, кто полагают, что дети появляются в результате полового взаимодействия людей, вынуждены признать, что в России с этим самым половым взаимодействием что-то происходит не так. Что именно? Правильно ответить на этот вопрос в рамках бытовой сообразительности, похоже, не удается. Таким образом, тщательное и разностороннее изучение "полового вопроса" для современной России нужно рассматривать в числе наиболее важных стратегических задач государства российского. Инициаторы создания Института сексологии уверены, что решать российский "половой вопрос" необходимо на базе оптимально-рациональной организации половых взаимоотношений.

 

Что следует понимать под оптимально-рациональной организацией той или иной деятельности? Попробуем сейчас вкратце это пояснить.

В эпоху расцвета европейских античных культур преобладало созерцательное восприятие мира, и все происходившие неприятности воспринимались как нечто такое, что следует благоговейно принимать как капризную прихоть того или иного божества.

С утверждением доминантной роли монотеистических концепций (представителями которых в первую очередь являются христианство и мусульманство), мировоззренческая парадигма существенно изменилась: теперь уже нет места прихотям игривых и безответственных богов, ибо Бог существует один, и Он безусловно любит людей и заботится о них, а причина всех человеческих неприятностей приписана греховности самого Человека.

В рамках такой монотеистической парадигмы постепенно в эпоху Возрождения вызрело убеждение, что преодолеть человеческую греховность возможно лишь при помощи Разума. Все последующие века мудрствующие лукаво ученые мужи, как философы, так и естествоиспытатели, пытались при помощи разумных рассуждений обосновать ту или иную систему социальных отношений, оптимизированных в смысле распределения ресурса. Пожалуй, наиболее в этом преуспел великий Иммануил Кант, утверждая в наиболее жесткой форме категорического императива: "Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства".

В течение последнего столетия цивилизованное человеческое сообщество в своем развитие прошло путь от колониализма, фашизма и тотального доминирования христианской религии до "Конвенции о защите прав человека и основных свобод", — декларации общепринятых международных норм, которую, однако, вовсе не следует считать чем-то совершенным и завершенным, неподверженным последующим модификациям. За последние же три тысячи лет человечество прошло путь от демократических систем к тоталитарным и вот теперь уже к либеральным и либерально-демократическим, но, увы, всё те же проблемы оставались и остаются (см. подробнее мою статью "С Днем Победы!"), ибо одного разума тут, видимо, оказывается недостаточно.

Исследования первого десятилетия нового века показало, что существуют ситуации, в которых решения, рекомендуемые "холодным" разумом, существенно различаются с теми решениями, которые люди склонны принимать в подобных ситуациях, причем принимать мгновенно, без каких-либо признаков раздумья. Более глубокое изучение различных аспектом принятия решений, связанных с моральными проблемами, привело исследователей к убеждению, что всем нормальным людям от рождения присущ некий "орган морали", и наши моральные способности развиваются скорее точно также, как развивается рука или нога, и воспитание для развития моральных способностей имеет значение не большее, чем оно имеет для развития руки или ноги. Иными словами, люди обладают моральным инстинктом, благодаря которому они могут быстро и неосознанно выносить моральные суждения независимо от уровня их образования, вероисповедания и пола. Это лишь часть сюрприза природы. Исследования показали также, что другая его часть состоит в том, что это врожденное моральное знание оказывается практически недоступным осознанию, то есть как правило, люди весьма плохо умеют объяснять причины своих моральных суждений. Однако тщательное многоцентровое научное исследование моральных способностей людей позволяет по результатам экспериментальных наблюдений сформировать некоторые принципы, регулирующие наше моральное поведение.

Существенной проблемой стал следующий вопрос: следует ли продолжать практику совершенствования официального законодательства для регулирования сложных вопросов социального взаимодействия людей или же следует от формального законодательства отказаться, всецело доверившись человеческому моральному инстинкту (в виде судов присяжных и иных подобных процедур принятия коллективных решений). И снова-таки полученные сейчас предварительные результаты исследований приводят к двум существенным выводам.

Вывод первый состоит в том, что наши моральные инстинкты формировались в течение исторически длительного периода, когда люди жили малыми группами, и в условиях современного человеческого сообщества интуитивные моральные суждения людей порой оказываются неадекватными. Например, обычный человек склонен отзываться сочувствием и помощью на горе какого-либо другого человека, находящегося в доступности восприятия органами чувств, однако проявляет черствость к человеку, находящемуся, скажем, на другом континенте. Эти и иные подобные иррациональные особенности человеческого мышления приводят к психологии двойных стандартов и несут многие иные негативные последствия для современного человеческого сообщества. Иными словами, наши моральные инстинкты нуждаются в проверке, а часто и в коррекции разумом.

Вторым важным выводом упомянутых исследований является то, что у человечества нет возможности принимать рациональные законы. С одной стороны причиной этого является естественная ограниченность человеческого разума, который при формировании своих выводов попросту не способен учесть все существующие важные факторы. Следовательно, человечество вынужденно доверяться своим моральным инстинктам, прошедшим проверку временем, так сказать. С другой стороны, даже в тех случаях, когда рациональное решение выглядит безупречным, оно может вступать в противоречие с врожденными интуитивными представлениями людей о справедливости, о добре и зле, — а значит, формальное решение будет неизбежно приводить к массовым протестам и сокрушению формальной системы правосудия.

Таким образом, когда мы говорим об оптимально-рациональном подходе, мы имеем в виду, что при формировании решений необходимо всесторонне исследовать и учитывать как рациональные аспекты рассматриваемого вопроса, так и его гуманистические аспекты. Можно вполне согласиться с тем утверждением, что концепция оптимально-рационального подхода достаточно близка к экологическому подходу в решении человеческих проблем.

 

Исходя из только что сказанного, можно утверждать, что демографическая катастрофа в Российской федерации в настоящее время произошла в результате какого-то дисбаланса рациональных и гуманистических источников государственных решений. Аккуратное и доскональное научное исследование сущности этого дисбаланса как раз и может стать одной из главных задач Института сексологии.

 

Напомним, что концепция сексологии как науки была изначально изложена берлинским врачом Иваном Блохом в 1906 году и была активно поддержана его коллегами, в частности, Магнусом Хиршфельдом, которого признают вторым по значимости в создании сексологии. Первый номер "Журнала сексологии" вышел в 1908 году опять же благодаря усилиям Хиршфельда. Хотя год спустя он слился с более популярным журналом "Сексуальные проблемы", который издавал Макс, в 1914 г. Блох совместно с Альбертом Эйленбургом возобновил "Журнала сексологии" уже в качестве официального органа "Медицинского общества по сексологии и евгенике", основанного в 1913 г., и журнал просуществовал до 1932 г. В том же 1913 г. возникло также "Международное общество сексологических исследований" во главе с Альбертом Моллем. Первый Институт сексологии был основан в 1919 г., а первый международный конгресс сексологов состоялся в 1921 г. И по большей части эти событий произошли в Берлине. Российскому читателю, вероятно, не будет сложно эти события сопоставить с теми, что происходили тот же период времени в России: две революции, гражданская война, разруха... До теории ли секса было? Секс в России XX века постигался сугубо на практике, то есть "как получится", — примерно такое же положение сохраняется в России и теперь: российское сообщество остается сугубо практикующим секс, — и, наверное, теперь, спустя более ста лет от зарождения современной науки о человеческой сексуальности, пришло время и России уделить внимание теории секса, наверстывая упущенное.

Современная сексология, сложившаяся в середине 1940-х гг., представляет собой комплекс разнородных исследований, охватывающих биолого-медицинские, социально-исторические и психологические аспекты. Следует отметить, что на постсоветском пространстве, несмотря на существенную либерализацию сексуальной практики населения, сексология как научная дисциплина пребывает в состоянии ничуть не лучшем, чем в советские времена: всё сводится по большей части лишь к медицинским аспектам половой деятельности. Говорить о цельности данной науки пока все еще рано, хотя уже существует понимание, что "ее псевдосистемный этап... уже изжил себя и начинает уступать место системному подходу, при котором сексопатология вырабатывает свой категориальный аппарат и выделяется в самостоятельную научную дисциплину" (И.С. Кон, "Введение в сексологию").

 

Создание Института сексологии именно в российском биологическом центре Пущино имеет много преимуществ. Во-первых, это, конечно же, высококвалифицированные научные кадры, специализированные именно на изучении медико-биологических и соответствующих социальных, связанных с этикой и биоэтикой, аспектов той или иной проблемы. Наличие на небольшом пяточке земли таких титанов современной научной мысли как Институт биофизики клетки РАН, Институт математических проблем биологии РАН, Филиал Института биохимии РАН, Институт фундаментальных проблем биологии РАН, Филиал московского государственного университета, высококвалифицированные инженеры и техники пущинского Института приборостроения РАН, наличие в городе современных коммуникационных каналов, и широкая доступность их населению, а также обширные международные связи ученых Пущинского научного центра РАН, — весь этот огромный ресурс позволяет сделать работу Института сексологии именно в ПНЦ РАН максимально продуктивной и для решения практических задач российской демографии, и для создания категориального аппарата, который и выделит сексологию в самостоятельную научную дисциплину. На базе же Пущинского государственного университета вновь созданный Институт сексологии сможет готовить кадры, востребованные по всей стране.

Привлекает для такого проекта и выгодное геополитическое положение Пущино: с одной стороны город находится в уникальном экологическом окружении вдали от сутолоки больших городов, с другой же стороны возможность в течение двух-трех часов оказаться практически в любой точке Москвы позволяет эффективно взаимодействовать с высококвалифицированными коллегами самых разных специальностей от психологов до физиков-ядерщиков.

Кроме того в результате естественных миграционных и демографических процессов в городе Пущино, произошедших за последние двадцать лет весьма скудного бюджетного финансирования этого монополиса, население города где-то на 70 процентов состоит из людей пожилого пенсионного возраста, — и это, в сочетании с огромным творческим и научным потенциалом города, создает уникально благоприятную ситуацию для изучения сексуальной активности увядающего человеческого организма, которое позволит выработать государственную стратегию восполнения численности российского населения. Ведь как было указано вначале статьи, по прогнозам экспертов численность российского населения прогрессивно убывает, и эту тенденцию изменить уже не удастся при помощи обычных организационных мер. Лишь глубоко-научный подход сможет спасти Россию от вымирания!

 

В мае 2010 года в Пущино планируется проведение выездного заседания Общественной палаты Российской Федерации. Есть надежда, что столь важный для судьбы России вопрос как создание Института сексологии также окажется в поле зрения лиц, ответственных за судьбу страны.

 

Только первенство в изучении и в оптимально-рациональной организации сексуальной деятельности даст России возможность весь остальной мир как следует... ну, в смысле, позволит России занять в мире устойчивое доминирующее положение.

 


Читайте также:

К обсуждению этой темы и этой статьи можно присоединиться в Живом Журнале. Наиболее удачные и мне понравившиеся отзывы и комментарии могут быть размещены на этой странице в Комментариях и отзывах.

Вернуться в начало страницы.

13 апреля 2010 г. (C) А.В.Москаленко

 Комментарии и отзывы


Дата: ... 2006 г.

--

Ответ: ... 2006 г.

--


Дата:

--



Вернуться в начало страницы.